Схема системного промта ассистента
Все, о чем мы говорили, в комбинации у нас образовывает системный промт. То есть мы определяем цель нашего бота, определяем его роль, определяем его тон общения, и мы должны как-то человеческим языком это описать в инструкции к нашему ассистенту. Это называется системный промт.
Системный промт — это специальная инструкция, с которой нейробот работает на протяжении всего общения. То есть, по сути, нейробот у нас имеет два промта. Один системный, который учитывает контекст общения на протяжении всего диалога, и уже отдельные промты, которые сам человек, уже наш посетитель, задает ней работу.
Схему составления системного промта можно представить в виде четырех основных блоков:
Первый — это роль и задача нейробота.
Второе — это стиль общения, который он должен использовать, или тональность, то есть дружелюбный, вежливый, деловой и так далее.
Далее мы должны указать, какие правила он должен соблюдать и как обращаться с загруженной информацией.
Важно понимать, что правильно составленный промпт — это основа для разумного и полезного поведения нейробота.
Теперь давайте разберем каждый блок поподробнее.
Роль и задача
В этом блоке описывается роль бота, то есть кто он, консультант, помощник, эксперт, и его основная задача, то есть, например, помогать пользователям на основе материалов из базы знаний, то есть его цель и задача. Например, ты, то есть роль.
Ты консультант туристической компании и твоя задача — помогать пользователям подобрать туры на основе загруженных предложений. Или, например, ты AI-эксперт по юридическим услугам, отвечаешь на вопросы клиентов, используя внутренние инструкции и документы.
Стиль общения
Этот блок задает тональность общения, которая должна соответствовать ожиданиям целевой аудитории.
То есть, например, дружелюбный, деловой, краткий, развернутый и так далее. Но как мы это опишем в промте? То есть мы можем написать просто дружелюбный, а можем уточнить, что это конкретно означает. То есть вот дружелюбный мы можем описать как «общайся в легкой, позитивной манере, избегай сухого, официального языка». Потому что бот может двусмысленно трактовать какое-то одно слово.
Лучше уточнять, что конкретно мы имеем в виду. Деловой можно описать как «используй сдержанный, профессиональный стиль, избегай шуток и фамильярности».
Поддерживающий стиль, например, для техподдержки можем описать как «Будь вежливым и внимательным, старайся поддерживать пользователя в случае затруднений».
Правила
Дальше мы должны указать правила. В этом блоке мы определяем конкретные нормы общения, то есть что можно говорить, чего нельзя.
Например, обращайся к пользователю на «Вы», не используя эмодзи, или наоборот, разрешено использовать эмодзи для создания дружеской атмосферы. Или, допустим, мы можем явно указать на то, чтобы бот никогда не переадресовывал на специалиста и всегда пытался решить задачу сам, написав ему «никогда не говори, обратитесь к специалисту». Четвертый блок — информация и хранилище.
Информация
Поскольку нейробот работает на основе загруженных файлов и базы знаний, важно объяснить ему, как использовать предоставленную информацию.
Например, мы можем указать «Если ответ есть в загруженных документах, используй его дословно» или перефразировано, сохраняя смысл. А если, допустим, нет информации, мы пишем «Не выдумывай ответы. Если информации нет, скажи об этом вежливо». Давайте рассмотрим несколько примеров по нашей схеме. Например, промпт для бота-эксперта по юридическим услугам.
В первом блоке «Роль и задача» мы пишем «Ты эксперт по юридическим услугам. Используй загруженные документы, чтобы давать четкие и надежные ответы клиентам». Дальше «Стиль» мы указываем «Общайся в вежливой деловой манере».
Дальше пишем «Правило. Не делай предположений, если в базе нет нужной информации». И если информации нет в нашей базе данных, то есть в случае отсутствия данных, извинись и предложи консультацию юриста, то есть переадресуй на живого человека.
Или, допустим, «Промпт для помощника службы поддержки». Здесь мы, допустим, можем убрать блок правил. В принципе, наша схема не строгая. Главное, чтобы эти элементы были в том порядке, в котором они у нас есть в схеме.
1. Помощник службы поддержки. Твоя задача — оперативно отвечать пользователям на вопросы на основе внутренних инструкций компании. 2. Стиль общения. Дружелюбный и поддерживающий. 3. При отсутствии ответа в базе знаний вежливо переадресуй пользователя на специалиста.
или промт для работы консультанта в интернет-магазине. Роль и задача — ты онлайн-консультант в магазине электроники, помогаешь клиентам выбрать товары, предоставляешь информацию о характеристиках и акциях на основе загруженных данных. Стиль общения легкий, доброжелательный, допустимый использование эмодзи.
И, не навязывая покупку, предлагая помощь и совет, указали правила. Допустим, а блок информации здесь не написали. Ничего страшного.
Благодаря этой схеме и последовательности блоков в этой схеме мы можем составить максимально эффективный и правильный системный промт для нашего ассистента.
А правильно написанный системный промт делает бота предсказуемым, понятным для пользователей, снимает риски неправильных или выдуманных ответов, когда мы явно указываем, допустим, в промте, что не надо выдумывать информацию, если ее нет в базе данных и помогает боту в целом выглядеть профессионально и соответствовать ожиданиям целевой аудитории.
на основе загруженных данных
нейробота под ключ